Оставить запрос       Сдать помещение      Санкт-Петербург      +7 (925) 012-03-70
Телефон справочной службы
info@magazan.ru
Вход для агентов
Для входа введите логин и пароль:

Агент:
Пароль:

Аптеки переходят на торговлю косметикой

23.07.2012
   

   

Каждая четвертая аптека в РФ закрылась из-за убыточности с мая 2011 года по апрель 2012.


   

Это случилось после повышения ставки страховых взносов с 1 января 2011 года. Выжившие, как правило, спасаются тем, что расширяют ассортимент аптек с помощью таких сегментов, как парафармация, косметика, собственные торговые марки и за счет товаров, подпадающих под госрегулирование цен.


   

С 1 января 2011 года размер ставок страховых взносов увеличился с 14 до 34%. Это привело к снижению рентабельности аптек. Ведь они, в отличие от других торговых организаций, при формировании ассортиментной и ценовой политики должны учитывать ограничения по надбавкам на препараты из списка ЖНВЛП, а также правила, касающиеся аптечного ассортимента.


   

Очень скоро власти, надо отдать должное, уяснили для себя, что на рынке торговых площадей продавцы лекарств конкурируют с такими высокомаржинальными компаниями, как банки, и пошли на уступки аптекарям, выделив их в отдельную категорию плательщиков. С 1 января 2012 г. размер ставок страховых взносов для аптек, применяющих единый налог на вмененный доход, уменьшился с 34 до 20%, а для предприятий на общей системе налогообложения – до 30%.


   

Тем не менее, по данным INFOLine, в первом квартале 2011 года большая часть аптек продемонстрировала отрицательную или нулевую динамику. Для повышения рентабельности бизнеса аптекарям пришлось изменять ассортимент и активно расширять долю лекарств, не подпадающих под госрегулирование цен. «Повышение маржинальности продаж аптечный бизнес нашел вне сферы лекарственных средств, а в таких сегментах, как парафармация, косметика и собственные торговые марки», - говорил на INFOLine&Retailer Russia TOP-100 DAY Антон Володькин, директор по маркетингу аптечной сети «36,6.


   

Теперь, из стремления завоевать большую долю рынка, между владельцами аптек разгорелась так называемая война форматов. Одним из знаковых явлений последнего времени стало повсеместное внимание к формату дискаунтеров. Едва ли не каждый крупный игрок аптечного сектора теперь имеет в своем арсенале аптеки, ориентированные на экономного потребителя. Кроме того, аптечные сети идут на развитие мультиформатности, при которой одна сеть объединяет в себе дискаунтеры, аптеки премиум-класса и люксовые аптеки.


   

Появилась тенденция ребрендинга части аптечных учреждений, которые работают в отдельном формате. Например, дискаунтеры и аптеки у дома в некоторых сетях сменили торговую марку, но остались в структуре сетей. Так, сеть «Ригла» развивает проект «Будь здоров!», «36,6» – «ЛЕКО», «А5» – «Норму», «Доктор Столетов» – «Хорошую аптеку», «Фармакор» – «Экономь!».


   

При этом дискаунтеры – не единственный новый формат на рынке аптечного ретейла: уже появились гомеопатические аптеки, аптеки для мам и детей, аптеки для кардиологических больных, диабетические аптеки. В Москве, например, компания A.v.e group запустила первую в России сеть luxury-аптек для VIP-посетителей.


   

Эксперты предсказывают, что многие игроки не смогли приспособиться к новым условиям. По данным MAGAZAN.ru, за период с мая 2011 года по апрель 2012 года в целом по России закрылась четверть аптек. Больше всего закрылось аптек, расположенных в малых населенных пунктах. По данным Росздравнадзора, в 28 регионах России сегодня ощутима нехватка аптек и аптечных пунктов.


   

«Вместе с тем, – объясняет Алексей Могила, независимый консультант портала MAGAZAN.ru, – на их место пришли новые игроки: только чуть более 6% освободившихся помещений были вновь заняты под аптечный бизнес». По состоянию на 1 апреля 2012 года общее количество розничных торговых точек на аптечном рынке России составляет около 53 тысяч, что, по различным данным, на 14-19% меньше по сравнению с апрелем 2011 года.


   

«В меньшей степени повальное закрытие аптек коснулось областных центров, а также Московского региона и особенно – Москвы, – продолжил Алексей Могила, – где произошла ротация игроков рынка: уходили одни, в основном частные одиночные аптеки, на их место приходили другие». В Москве, по данным аналитиков MAGAZAN.ru, на 1 апреля 2012 года насчитывается около 3,9 тысяч аптек и аптечных пунктов, что на 4,3% меньше по сравнению с маем 2011 года. В Московской области количество аптек сократилось более чем на 12%.


   

Ротация игроков рынка продолжается. Только в июне 2012 года на рынке предложений стрит-ретейла Москвы выставлено 16 помещений под аптеки. Как правило, они быстро находят новых обладателей, в 90% из них открываются аптеки под новыми вывесками.


   

Надо еще отметить, что на фармацевтическом рынке периодически появляется информация о возможном акционировании или приватизации той или иной аптечной сети. Ввиду высокой социальной нагрузки, а также не всегда эффективного управления, многие государственные аптечные сети оказались убыточными и обременительными для муниципальных бюджетов.


   

К примеру, в октябре прошлого года было заявлено о намерении реализовать аптечную сеть «Доктор Столетов», объединяющую более 400 точек в 11 регионах страны. По мнению экспертов, самыми серьезными претендентами на покупку этого актива являются петербургский фармдистрибьютор «Империя-Фарма» и частный инвестиционный фонд Hybrid Investments Capital Corporation (Hi Capital), владеющий 22,6% акций ОАО «Аптечная сеть 36,6».


   

В московском регионе появилась информация о возможной передаче в частные руки коммерческих видов деятельности ГУП «Столичные аптеки» и преобразовании 76 аптек этой государственной сети в бюджетные учреждения.


   

Одной из самых громких сделок за прошедший год стала продажа фондом ООО «Инвест Маркет» при содействии Hi Capital муниципальной сети «Мособлфармация», которая вошла в состав А5 Group. Эта покупка наряду с приобретением «Социальных аптек» позволила компании серьезно укрепить свои позиции на рынке. В 2011 году, по итогам рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100, А5 Group стала третьим игроком на рынке по объемам выручки, уступив аптекам «Ригла» и «36,6», и крупнейшим по количеству аптек.


   

По прогнозу MAGAZAN.ru, нарастающий процесс консолидации, ознаменовавшийся в минувшем году рядом крупных сделок, будет только усиливаться, при этом на первый план постепенно выйдут игроки второго эшелона, имеющие возможность покупать. Приоритетными объектами во время новой волны поглощений станут региональные сети, имеющие от 10 до 50 аптек. Участникам рынка, как и прежде, предстоит сложная борьба за клиентов и повышение рентабельности. В связи с этим эксперты ожидают появление новых форматов, обостренную борьбу за квалифицированные кадры и поиска новых решений для снижения издержек.


   

Фон для происходящего такой. За пять месяцев 2012 г. коммерческий рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) вырос на 12,1%. Об этом говорят данные розничного аудита DSM Group. Объем коммерческого рынка ГЛС в мае 2012 г. составил 31,5 млрд руб. (с НДС). По сравнению с апрелем емкость рынка сократилась на 6,7%. Аналитики пояснили, что начиная с апреля коммерческий сегмент фармацевтического рынка начинает сокращаться ввиду сезонного уменьшения спроса на лекарства, однако в текущем году спад рынка в мае был чуть выше аналогичного спада прошлого года. Так, в мае 2011 г. объем коммерческого рынка ГЛС по сравнению с апрелем 2011 г. уменьшился на 5,7%, в мае 2010 г. – на 10,8%.


   


Источник: КМ.RU
КМ.RU