Оставить запрос       Сдать помещение      Санкт-Петербург      +7 (925) 012-03-70
Телефон справочной службы
info@magazan.ru
Вход для агентов
Для входа введите логин и пароль:

Агент:
Пароль:

Аптекарей из кризиса вывела косметика

12.07.2012
   

   

С мая 2011 г. по апрель 2012 г. в России закрылась четверть аптек — эти участники рынка не смогли пережить сокращение рентабельности, вызванное повышением ставки страховых взносов с 1 января 2011 г. Оставшиеся игроки, чтобы укрепить позиции, изменили ассортимент и стали активно расширять долю лекарств, не подпадающих под госрегулирование цен. Повысить маржинальность продаж аптечный бизнес смог также с помощью таких сегментов, как парафармация, косметика и собственные торговые марки.


   

Напомним, с 1 января 2011 г. размер ставок страховых взносов увеличился с 14 до 34%. Это привело к снижению рентабельности аптек, которые в отличие от других торговых организаций при формировании ассортиментной и ценовой политики должны учитывать ограничения по надбавкам на препараты из списка ЖНВЛП, а также правила, касающиеся аптечного ассортимента.


   

Позже, приняв во внимание, что на рынке торговых площадей продавцы лекарств конкурируют с высокомаржинальными компаниями, в том числе банками и сотовыми операторами, власти страны пошли на уступки аптекарям, выделив их в отдельную категорию плательщиков. Так, с 1 января 2012 г. размер ставок страховых взносов для аптек, применяющих единый налог на вмененный доход, уменьшился с 34 до 20%, а для предприятий на общей системе налогообложения — до 30%.


   

По данным INFOLine, в I квартале 2011 г. большинство аптек продемонстрировало отрицательную или нулевую динамику, поэтому для повышения рентабельности бизнеса продавцам микстур пришлось менять ассортимент и активно расширять долю лекарств, не подпадающих под госрегулирование цен. Как заметил на INFOLine & Retailer Russia TOP-100 DAY Антон Володькин, директор по маркетингу аптечной сети «36,6», повышение маржинальности продаж аптечный бизнес нашел вне сферы лекарственных средств, в таких сегментах, как парафармация, косметика и собственные торговые марки. К слову, ОАО «Аптечная сеть 36,6» первое в своем сегменте запустило линейку продуктов под собственным брендом.


   

Продавцы лекарств меняют форматы


   

Стремясь завоевать большую долю рынка, владельцы аптек ведут так называемую войну форматов. Одним из знаковых явлений последнего времени стало повсеместное внимание к формату дискаунтеров. Едва ли не каждый крупный игрок аптечного сектора теперь имеет в своем арсенале аптеки, ориентированные на экономного потребителя. Кроме того, аптечные сети прибегают к мультиформатности, когда одна сеть объединяет в себе дискаунтеры, аптеки премиум-класса и люксовые аптеки.


   

Появилась тенденция ребрендинга части аптечных учреждений, работающих в отдельном формате. Например, дискаунтеры и аптеки у дома в некоторых сетях сменили торговую марку, но остались в структуре сетей. Так, сеть «Ригла» развивает проект «Будь здоров!», «36,6» — «ЛЕКО», «А5» — «Норму», «Доктор Столетов» — «Хорошую аптеку», «Фармакор» — «Экономь!».


   

Впрочем, дискаунтеры — не единственный новый формат на рынке аптечного ретейла. Уже появились гомеопатические аптеки, аптеки для мам и детей, аптеки для кардиологических больных, диабетические аптеки. В Москве, например, компания A.v.e group запустила первую в России сеть luxury-аптек для VIP-посетителей.


   

На рынок выходят новые игроки


   

Как и предсказывали эксперты, многие игроки не смогли приспособиться к новым условиям. По данным MAGAZAN.ru, с мая 2011 г. по апрель 2012 г. в целом по России закрылась четверть аптек, причем в основном в небольших населенных пунктах. По данным Росздравнадзора, в 28 регионах России сегодня ощущается нехватка аптек и аптечных пунктов.


   

«Вместе с тем, — пояснил Алексей Могила, независимый консультант портала MAGAZAN.ru, — на их место пришли новые игроки: только чуть более 6% освободившихся помещений были вновь заняты под аптечный бизнес». По состоянию на 1 апреля 2012 г. общее количество розничных торговых точек на аптечном рынке России составляет около 53 000, что, по различным данным, на 14—19% меньше, чем в апреле 2011 г.


   

«В меньшей степени повальное закрытие аптек коснулось областных центров, а также Московского региона и особенно Москвы, где произошла ротация игроков рынка: уходили одни, как правило частные одиночные аптеки, на их место приходили другие», — заметил А. Могила. В Москве, по данным аналитиков MAGAZAN.ru, на 1 апреля 2012 г. насчитывается около 3900 аптек и аптечных пунктов, что на 4,3% меньше по сравнению с маем 2011 г. В Московской области количество аптек сократилось более чем на 12%.


   

А. Могила утверждает, что ротация игроков рынка продолжа­ется. Например, только в июне 2012 г. на рынке предложений стрит-ретейла Москвы выставлено 16 помещений под аптеки. Обычно они быстро находят новых обладателей, в 90% из них открываются аптеки под новыми вывесками.


   

Вместе с тем на фармацевтическом рынке периодически появляется информация о возможном акционировании или приватизации той или иной аптечной сети. Из-за высокой социальной нагрузки и не всегда эффективного управления многие государственные аптечные сети оказались убыточными и обременительными для муниципальных бюджетов.


   

Так, в октябре прошлого года было заявлено о намерении реализовать аптечную сеть «Доктор Столетов», объединяющую более 400 точек в 11 регионах страны. По мнению экспертов, самыми серьезными претендентами на покупку этого актива являются петербургский фармдистрибьютор «Империя-Фарма» и частный инвестиционный фонд Hybrid Investments Capital Corporation (Hi Capital), владеющий 22,6% акций ОАО «Аптечная сеть 36,6».


   

Также в Московском регионе появилась информация о возможной передаче в частные руки коммерческих видов деятельности ГУП «Столичные аптеки» и преобразовании 76 аптек этой государственной сети в бюджетные учреждения.


   

Одной из самых громких сделок за прошлый год стала продажа фондом ООО «Инвест Маркет» при содействии Hi Capital муниципальной сети «Мос­облфармация», которая вошла в состав А5 Group. Эта покупка наряду с приобретением «Социальных аптек» позволила компании укрепить свои позиции на рынке. В 2011 г., по итогам рейтинга INFOLine & Retailer Russia TOP-100, А5 Group стала третьим игроком на рынке по объемам выручки, уступив аптекам «Ригла» и «36,6», и крупнейшим по количеству аптек.


   

По прогнозу MAGAZAN.ru, нарастающий процесс консолидации, ознаменовавшийся в минувшем году рядом крупных сделок, будет только усиливаться. При этом на первый план постепенно выйдут игроки второго эшелона, имеющие возможность покупать.


   


Источник: Экономика и жизнь
Экономика и жизнь